Евгений Тулисов
В начало Родительская Валентин Добрынин Вадим Хавин Евгений Тулисов Николай Носков Андрей Лысцов Оксана Анчарова Андрей Расторгуев Astrid Voltpert Светлана Черникова

 

Элемент жизни

 

…78,09 процента атмосферы Земли состоит из азота. Эти сведения я, как и все школьники, получил из курса географии за 5 класс. В школьном курсе химии я узнал, что азот не поддерживает дыхания и горения, отсюда и его греческого происхождения название, в котором соединились отрицательная приставка «a» и слово «zoe» жизнь. И что химически этот элемент весьма инертен, однако реагирует с комплексными соединениями переходных металлов, за счет чего ослабляются металлические и увеличиваются неметаллические свойства. И что азот относится к главной группе, а не к побочной, как многие другие элементы. И что свободный азот состоит из двухатомных молекул (N2). И что он – один из основных биогенных элементов, входящий в состав белков и нуклеиновых кислот…

Слушая и читая все это, я не знал, что вскоре познакомлюсь с другим АЗотом – человеком, который заполнит основной объем моей внутренней, духовной атмосферы. Содержание в ней АЗота определило практически все мои последующие поступки, стало движителем на всю последующую жизнь.

 

начало

К восьмому классу я был уверен, что знаю о жизни практически все. Как быть отличником, но в глазах педагогического коллектива отъявленным хулиганом. Как быть душой компании и «рубахой-парнем», но при этом первым вступить в комсомол. Как выбирать вино и сигареты, чтобы «дешево и сердито», и как завоевать полное доверие понравившейся девушки. В общем – как жить.

Ветер перемен, юношеский максимализм и стремление переделать мир силами восьмиклассников специализированной английской школы привели к тому, что в 1985 году был создан ансамбль политической песни «Ровесник». В следующем году движение в этом направлении неизбежно привело к творческим мастерским в «Варшавянке». По понятным причинам «Смена» произвела огромное впечатление. Для мечущегося юноши, «проходящего процесс социализации в условиях смены парадигм», мужики стали мерилом отношения к жизни и всему, что ее наполняет.

Каждый выделялся по-своему. Андрей – абсолютной естественностью и «экологичностью». Наверное, именно это и притягивало к нему, как магнит. Я даже удивился, что раньше никогда не встречал таких взрослых людей, которые так же, как я, воспринимали окружающую действительность, ориентировались на свое ощущение справедливости, примеряли все, что происходит вокруг, на себя и пропускали через себя. Он не стремился к солидности, не обращал внимания на недостатки, с ним «на равных» можно было поболтать в курилке на любую тему, запросто посоветоваться по любому вопросу, не думая, как это может быть воспринято.

Именно Андрей предложил «Ровеснику» попробовать себя в жанре «социальной песни» и тем самым незаметно подтолкнул меня к более критическому восприятию того, что происходило вокруг старшеклассников советского периода. Понятно, что никакой глубины в родившихся «социальных текстах» не было, однако Андрей написал для всей программы музыку.

Может, это было сделано в воспитательных целях, может, по каким-нибудь другим соображениям. Здесь важен был не столько песенный результат, сколько то, что это было совместное творчество. Причем совместное творчество с человеком, которому ты безраздельно доверяешь. Для меня это было гораздо важнее…

 

Мужская работа

            Бурная жизнь в «Варшавянке» и растущий интерес к общению с Андреем привлекали все больше и больше. Когда после школы выбирал: пойти погулять на улицу или заглянуть в клуб – какие-то сомнения возникали все реже. Поэтому летом 1987 года вопрос о проведении каникул решился сам собой. Сначала вместе со всеми я поехал в трудовой лагерь в Красноуфимский район.

            Жизнь была насыщена до предела, даже что-то постоянно звенело внутри. Так звенит воздух во время жары, так утоляют жажду… Особенно впечатляло то, что вокруг тебя люди, которые становятся частью твоей жизни. И остро хотелось, чтобы эта часть увеличивалась.

Мне особенно повезло в том, что я попал в бригаду «крапивных косарей», куда входили Андрей Зотеев, Женя Лохтин, Игорь Ходырев. Андрей ненавязчиво спросил, умею ли я косить. И я, хотя до этого держал в руках косу всего раза два, сразу заявил, что буквально каждое лето, чуть ли не с первого класса, косил траву в деревне у своей бабушки, поэтому имею в этой сфере колоссальный опыт. Так я был зачислен в бригаду мужиков, которые занимались настоящей мужской работой.

Настоящая мужская работа проявлялась не только в крестьянском труде. Бригада размещалась в комнате на первом этаже и по совместительству выполняла охранные функции, то есть в ночное время оберегала наших девушек от несанкционированных набегов недисциплинированной части аборигенов. Патриархальная «экологичность» такой жизни, когда через работу и быт передается опыт артельной сплоченности и мужской дружбы, сочеталась с коллективным творчеством и ночными разговорами о высоких материях и повседневности.

Такие моменты западают в душу и становятся «эмоциональными маяками». Эти ощущения хочется повторить или хотя бы воспроизвести что-то похожее. Песни, написанные в такие моменты, напоминают эти ощущения, и поэтому, несмотря на их простоту, навевают яркие воспоминания. Одна из таких песен была написана буквально за час: у Андрея родилась музыка, а мы с Вадиком Хавиным вплели в нее слова. Вечером мы спели ее с балкона общаги для всего отряда. Это было первое мое выступление вместе со «Сменой», поэтому надо ли говорить, что я тогда чувствовал…

 

По городам и весям

На этом лето 1987 года не закончилось. На борту агитпоезда ЦК ВЛКСМ «Молодогвардеец» с 19 по 29 июля закамуфлированный под «Смену» (из мужиков смогли поехать только Андрей Зотеев и Женя Лохтин) ансамбль «Ровесник» в рамках фестиваля советско-индийской дружбы проехал всю страну с севера на юг от Ленинграда через Рязань, Липецк, Курск, Харьков, Донецк, Жданов и Ростов-на-Дону до Краснодара. Недостаток опыта с лихвой компенсировался желанием проявить себя, официоз и «потемкинские деревни» для иностранных гостей сочетались с радушным приемом простых людей и аншлаговыми «вокзальными концертами».

Во время поездки мы постоянно обсуждали гнетущую несправедливость показухи. У Андрея просто «чесались руки» написать что-нибудь по этому поводу. Он дал мне «творческое задание» высказать наши мысли в стихотворной форме…

Удельный вес АЗота в этой биохимической реакции постоянно возрастал. По-другому быть просто не могло. Лето, проведенное вместе с Андрюхой (постепенно я, сам того не замечая, стал называть его как сверстника), позволило (или это он позволил) увидеть в щелочку его внутренний мир. Конечно, я не мог тогда понять всю глубину и противоречивость Андрюхиной натуры. В нем лишь смутно угадывалось ощущение непонятной мне тревоги, которая могла в один момент изменить его настроение.

Я чувствовал в этом какую-то несправедливость, считая, что Андрюха должен быть всегда веселым, что у него все должно получаться и что такой человек не может падать духом. Я хотел ему чем-то помочь, но не знал, как это сделать. Я боялся мысли о том, что может ли вообще юнец как-то помочь проблемам взрослого человека. Я ничего не мог ему предложить, кроме своей дружбы…

 

мечты осуществляются

Когда «Смена» готовила новую программу «Разогнуться», у Андрюхи появилась идея-фикс изменить традиционный политпесенный формат. Хотя понятие «традиционный» вообще для Андрея не подходило. Все, что становилось таковым, переставало вызывать у него какой-либо интерес. Короче, Андрей предложил использовать в аранжировках новые для «Смены» рок-н-рольные инструменты: больше электричества, барабаны, саксофон. И как-то вечером в свойственной ему непринужденной манере спросил меня в курилке: «Хочешь в «Смену»?.. Я остолбенел. «Научишься играть на дудке – возьмем».

Еще минутой ранее я не мог об этом и мечтать, а теперь... Неважно, что я забросил музыкальное образование еще в третьем классе, сломав подставку под струны и оставив скрипку в троллейбусе. Неважно, что до тех пор я видел саксофон только издалека. Мне надо было научиться играть на нем – научиться быстро

Отодвинув на второй план учебники за 10 класс и все остальные привычные занятия, я «насел» на Костю Шарипова - единственного в «Варшавянке», кто умел играть на саксофоне. Он показал мне хроматическую гамму и две-три песенки (огромное ему спасибо). Как долго я потом цеплялся к нему и просил выслушивать гаммы с «петухами», точно не помню. Наверное, я измотал невыносимыми звуками всю «Варшавянку», всех работников ДК и вообще всех, кто случайно оказывался рядом.

Через некоторое время я подошел к Андрюхе и заявил, что мне нужна аранжировка для какой-нибудь песни из новой программы, причем нотная запись меня не устраивала. Не знаю, что он думал о моих музыкальных уроках и перспективах, но сыграл мне проигрыш из «Давайте поиграем в демократию». Я прилип к дудке и мучил ее еще несколько дней. Примерно через неделю состоялся «вступительный экзамен». Не помню, как я играл (вряд ли это было что-то приличное), но своей игрой развеселил всех, кто там был. А Андрюха выпалил: «Во дает, сынище!..» Для меня это означало - «зачет».

Так благодаря АЗоту я понял, что человек способен научиться чему угодно, если сильно этого захочет. Ощутил, как сбывается мечта, и понял, как чувствует себя счастливый человек. И теперь, оглядываясь назад, я по-другому понимаю строчку из «Общаги»: «…уже не осталось мечты…». Понимаю, что главное - не останавливаться, и всегда выбирать новую мечту…

 

последние Гастроли

С 1988 года мой мир был заполнен полноценным воздухом с соответствующим содержанием АЗота. Многочисленные поездки, фестивали, новые впечатления и песни. Куда именно едем, значения не имело. По Артинскому району, где мы с песнями на оранжевом «Урале» бороздили тающую снежную целину, жевали пряники и запивали их соленой минеральной водой. На политпесенные фестивали в Новосибирске, Киеве, Тольятти, Берлине, где мы встречали своих друзей и взахлеб делились ощущениями жизни, новыми песнями, концептуальными идеями и программами.

Главное, что мы все время проводили вместе. «Смена» стала мне практически второй семьей, а Андрюха – старшим братом. График поездок был настолько плотным, что даже в то время, когда у меня родилась Алиска, мы были в Киеве на фестивале немецкой молодежи «SUSI».

Сильно запомнилась поездка в Ивдельский район летом 1989 года. Мы открыли для себя край вахтовиков, спецпоселенцев и лагерных зэков. Один из концертов проходил на зоне особого режима, где земля была зашита досками, пространство поотрядно разграничено высокими клетками, небо закрыто вышками, одежда была полосатой, пахло баландой, чифирем и отсутствием мечты. После концерта мы поехали на ночлег. Мы поселились в одном номере с Вадиком Хавиным, а в застенках, то есть за стенкой, расположились два Андрея. Уснуть не могли. Наши разговоры с Вадиком постепенно обрели стихотворную форму, и мы сразу постучали своим «сокамерникам». Спать они тоже не ложились – переваривали увиденное, а когда мы принесли текст, буквально через час это была уже песня.

 

Недоделанные годы

Андрей всегда хотел сделать очень много, иногда идеи захлестывали его, и он не мог с ними справиться. Теперь я понимаю, как тяжело жить с этим постоянным бременем, которым не всегда можешь разродиться. В одной только песне душа его не помещалась, он строил огромное множество проектов и прожектов. Некоторые из них перерождались в «сменовские» программы, некоторые – оседали в его рабочих записях. Бесконечный процесс брожения выуживал из его сознания и тетрадок написанные песни, старые идеи обретали форму, складывалась мозаика…

С любым проектом он обращался, как с маленьким ребенком – искал для него варианты, которые смогли бы поставить его на ноги, реализовать. И если не находил этих вариантов или убеждался: не «то» – на глазах сникал и серел. Нереализованность приносила ему боль, разрушала мечты и впускала немощь…

И совсем другим был Андрюха, если идея воплощалась в результат, который, как эликсир, давал ему новые силы. Одухотворенность и новые идеи возрождали его, как птицу-феникс.

Едва ли не самым трудным для Андрея стало безвременье. Земля ушла из-под ног, все, что было привычным и надежным, стало растворяться в других правилах и ценностях. Ему не подходило такое время, когда творчество уже не могло быть единственным занятием, а творческий результат оказывался невостребованным. Каждая новая попытка найти себя в изменившихся условиях возвращалась бумерангом в прошлое и угнетала в настоящем. Эти строчки, написанные Азотом в апреле 1990-го, должны были стать припевом для его песни:

Когда сгорит последняя рубаха

В пожаре показного плюрализма,

Я сдохну, как голодная собака,

Под знаменем марксизма-ленинизма…

            Пять пореформенных лет практически все мы находились в свободном полете: один выруливал по прямой, другой карабкался наверх, третий планировал вниз. Пересекались обычно для того, чтобы окунуться в прошлые времена, поболтать и выпить пивка.

Для меня эти годы были какими-то недоделанными. Из жизни было вырезано то, что грело, наполняло, определяло. Хорошей отдушиной стали новые песни, новые репетиции и новые планы. В 1995-м, когда Андрей работал с Вадиком Колеговым, критическая творческая масса достигла нужной точки. Мы - Вадик Хавин, Андрей Лысцов и я - стали регулярно собираться у Колегова и АЗота на работе. Играли добрые песенки, бурно обсуждали перспективы, смеялись над собой и обстоятельствами. Словом – занимались привычным для всех коллективным творчеством.

К сожалению, кроме общения эти встречи результата не имели. Не было ни одного концерта, ни одна песня не была записана. Однажды Андрей просто перестал звонить, чтобы назначить очередную репетицию…

 

Минуты счастья

И все-таки результат был! Ведь параллельно с нашими репетициями Андрей зажегся новым проектом – альбома, который получил символичное название «Противоход». У хороших знакомых Вадика Колегова была студия «VIZA» в Новоуральске. Он познакомил Андрея с ними, и началась работа. После каждой поездки на студию  Андрюха делился своими впечатлениями, показывал наработанные материалы, жадно прислушивался к мнениям. Он хотел знать, как воспринимаются записанные профессиональными музыкантами песни, остаются ли они такими же «своими»…

С того же года мы стали ежегодно собираться для того, чтобы поздравить концертом ветеранов. Андрей, как всегда, пропускал каждую песню через себя – так появились его новые аранжировки песен военных лет. К переживаниям тех лет в них добавились и ощущения нашего поколения. Каждый концерт, будь то выступление в Литературном квартале, в большом зале ДК УЗТМ или пионерлагере «Ягодный», оставлял в душе тепло. А самое главное – чувствовалось, что эти песни нужны не только фронтовикам и ветеранам тыла, но и нам, и нашим детям.

Восьмого мая 1995-го, спустя полвека после Победы, была настоящая весна. После выступления в Литературном квартале (это было первое выступление после безвременья) мы не хотели расходиться. Прошли по набережной Исети, посидели на Плотинке… Бежали минуты, а нам было хорошо. Андрюха, как и все мы, хотел продлить эти ощущения и пригласил нас к себе.

Дома, пока мы на балконе неспешно покуривали и попивали пивко, он приготовил на гриле какую-то фантастическую рыбу и обалденный кусок мяса, сопровождая процесс бурными комментариями, заданиями и интересными рассказами. Мы хохотали, до ночи пели песни и дышали весной. Мне даже кажется, что именно из таких минут складывается счастье…

Врезались в память и другие счастливые минуты. Это обыкновенные мужские увлечения, которые понимают только мужики. Смотреть ночами футбол и обсуждать победы и неудачи любимой команды, выкорчевывать деревья, чтобы расширить свою территорию в саду, пилить дрова, топить баню, нырять в снег, рассуждать о политических событиях, женских достоинствах и недостатках, пить пиво...

К сожалению, в жизни бывает не так много таких минут. Они тянут к себе снова и снова. Их хочется воспроизвести, а когда новых эмоций не хватает, начинает засасывать прошлое. В таких условиях может произойти подмена реального иллюзорным, чистого ощущения суррогатным… Справиться с этим становится все труднее и труднее. АЗот в этих условиях становится инертным, ослабляются его металлические свойства…

 

попытка итога

К 2001 г. накопилось достаточное количество песенного материала, который мог передать еще одну грань внутреннего мира АЗота. В число этих песен вошли и некоторые старые, до этого по разным причинам не вмещавшиеся ни в одну из программ. Общий эмоциональный фон отражал мироощущение человека, который уже отметил свой сороковой день рождения (хотя отмечать сорокалетие у мужчин вроде бы не принято). Этому человеку довелось жить в разные эпохи, он вместе с обществом переживал психологические мутации  и трансформации, он сохранил в себе устаревшие парадигмы, он пытался приспособиться к новым условиям, он подводил итог своим переживаниям…

Как всегда, мы с радостью откликнулись на Андрюхин призыв. Стали регулярно собираться у Жени Лохтина в 144-й школе. Руки чесались, прочно засевшее с политпесенных времен ощущение радости совместного творчества будоражило и тянуло на репетиции. Думаю, что для Андрея это была хорошая отдушина. Наверное, песни позволяли прорвать душевный нарыв и залечить раны.

В конце июля Женя Лохтин уехал в отпуск, и мы прервали репетиции. Мне казалось, что только на один месяц…

            Прошло полтора года... Понимаешь: ушедшего не вернуть. Но память, поиски возможности предотвратить непоправимое и острое желание собраться снова бередят подживающую рану. Иногда становится трудно дышать, потому что в воздухе не хватает АЗота…

 

Евгений Тулисов.

 
Hosted by uCoz