Валентин Добрынин
В начало Родительская Валентин Добрынин Вадим Хавин Евгений Тулисов Николай Носков Андрей Лысцов Оксана Анчарова Андрей Расторгуев Astrid Voltpert Светлана Черникова

 

Обратная сторона Луны

(DARK SIDE OF THE MOON)

 

1978 год. Москва. Немецкие политпесенные мастерские. Наше первое с Андреем знакомство.

– И чё это все так тащатся от немцев? О чём они поют? Мелко всё как-то. Вообще, иностранцы – народ мелкотемный….

– А что, по-твоему, не мелко? О чём надо петь? – я искренен в своем вопросе.

– Ну, явно не об «открывании и закрывании глаз». И не о старом заборе на какой-то никому не известной Шпеерштрассе. Надо петь о том, что всеми узнаваемо. Влюбился – вот это не мелко. Женился – замечательно. Дочь родилась – крупное событие…

Это уже потом у него появилась «лучшая песня ХХ века».

                          Наша маленькая дочка –

                          Самый точный наш будильник

Может быть, тысячи людей прошли спокойно мимо «развесёлого плача» или «дочки – самого точного будильника», а вот Андрюха увидел сразу: вот оно – не мелкое, захватывающее.

 

1981-1982 годы. Продолжаем переписываться. Письма из армии – особая песня.

«Пишет тебе солдат срочной службы, защищающий ныне приамурскую тайгу от происков и вылазок врага.… Всё нормально. Солдат спит, а служба идёт».

С фотографии на меня смотрит резко повзрослевшее лицо. А самое необычное – короткая стрижка! Это после его-то великолепной шевелюры!

«Есть у меня, Валька, к тебе деловое предложение. Тут пришло «письмо счастья». В нём пять адресов. Необходимо по первому адресу выслать 5 рублей, вычеркнуть его, а свой адрес вписать пятым и разослать пятерым своим адресатам. Представляешь, каждый из нас через пару месяцев получит по почте по 12 тысяч рублей!  Это ж сколько аппаратуры и инструментов можно будет напасти для политпесни! Мы же всех мигом переплюнем, и вся планета – наша…».

Впоследствии, работая в коммерции, Андрей не переставал где-то внутренне наивно верить в пирамиды. Хоть и тогда, и потом – никаких почтовых переводов ему получить так и не удалось.

 

1985 год. Екатеринбург. Дворец культуры УЗТМ. Мастерские. Участники – из области. Почетные гости – из Челябинска и Новосибирска. За фортепьяно – АЗот. Без ложных аффектаций, без надрывов, даже скупо (по сравнению со «Смехом» и «Сменой») – его удивительные человечные песни. Не вписывающиеся в «Варшавянский» язык, в политпесенную стилистику. Своеобычные, глубокие, дёргающие тебя за внутренние струны. Струны эти до сих пор прятались, не выпячивались, а он просто так открыл и дёрнул…

Вот тогда я впервые услышал «Нашу маленькую дочку» (на стихи В.Шлёнского). Его Иришке тогда ещё годика не было, по-моему. Я по опыту знал этот «ударный» период жизни любого папашки. (Сон, мне нужен только сон! О, если б я мог отыскать торговца храпаком – я бы заплатил ему любые деньги. Я готов украсть кусочек сна у кого угодно: у своей жены, в конце концов). А тут, у Андрея в песнях: «светло и мудро» с «молоком для важных каш»! Мурашки по телу…

И как-то по-особенному звучала в его сольном исполнении другая песня (кажется, на слова Н.Карпова):

                          Через год родилась дочка,

                          А за ней ещё сынишка.

И забросил я свой датский,

Начал снова учить детский

Дракоша родится ещё не скоро, и родится не сынишкой, а симпатичной девчушкой, но папаша уже думает, ждёт, готовится с легкой обреченностью забросить свой датский. Он даже посетовал в курилке:

– Представляешь, мне иногда кажется, что я должен превратиться в запасную мамашу. Я даже чувствую себя почти виноватым из-за того, что не причитаю и не плачу, когда у меня в грудях никак не хочет появляться молоко…

 

1986 год. Новосибирск. Весна. «Смех» показывает программу «Иван Иваныч». Веду мастерские. Через полчаса по окончании – звонок в оргкомитет: меня приглашают в КГБ(?!)… Защищаю их, как могу, но вердикт неумолим: группе убыть из Новосибирска в течение 24 часов. Все наши с Шуриком Гертье и Андреем Соболевским попытки подключения знакомых каналов и партийных органов – результата практически не дали.

Сегодня этот эпизод вспоминается с улыбкой, а тогда и нам, и «Смеху» было не до смеха…

Но это недоразумение не помешало нам в очередной раз поболтать «о не мелком в жизни».  Dark side of the moon: семья, дом, дети, счастливые и несчастливые браки….

  У меня был случай. – Андрей всегда умеет «взять» тему. – В прошлом году, как-то раз, когда дочь спала в коляске, я вызвался повозить её. Погулять, чтобы Ленка могла вздремнуть немного одна. Мне захотелось просто побыть в одиночестве. Но я же не мог именно так объяснить свой поступок жене. Поэтому сказал: «Отдохни, дорогая»… На пути мы встретили, по чьей-то хитрой воле, пивной ларёк. Я выдул пару кружек, ощущая расслабленность – забытое чувство. Дочь проспала всё это время. Вскоре я вернулся домой в умиротворенном настроении, но… «Где Иришка?!» – забеспокоилась жена. «Какая Иришка?». «Дочь твоя, которую ты взял на прогулку!»… Теперь я точно знаю, что от моего дома до той пивной можно добежать всего за три минуты сорок восемь секунд!

 

1987 год. Андрей приезжает в Новосибирск уже в составе «Смены». Но на первом фестивальном концерте он показывает сольную вещь (спаси Бог Теплова – дал «добро»; может быть я не прав). У искушенного академгородковского зрителя – шок. Мы же (оргкомитет фестиваля) ставим эту песню (слова Вадима Хавина) на заключительный концерт лауреатов!

Тебе я не муж,

                          Ты мне – не жена.

                          Над изголовьем

                          Свеча зажжена.

                          Мы стали близки…

 

И вдруг тысячный зал Дома ученых, затихший после заключительной ноты аж секунд на пять, взрывается аплодисментами, каких не удостаивался ни один номер, ни один исполнитель.

И был вечер. И гасли звёзды. И была радость на его лице (такое нечастое явление!). И были строки:

              Я хотел бы стать мужем

              для всех недождавшихся женщин,

              Но как быть, если сам я

               кому-то обещан судьбой?…

И, естественно, были опять разговоры в общаге, и снова не о мелком.

– Андрюха, откуда у тебя берутся такие темы и параллельно такие человечески тёплые ноты?

– Откуда берутся темы у авторов – не ведаю… А вот я беру – из их текстов. Читаешь, читаешь и вдруг – вот оно, заискрило. И всё, ты заболел….  А откуда тёплые ноты? Ты знаешь, никому не говорил, но сейчас наболело. – Его будто подмывало. – Скорее всего, это защитная реакция. И ты, и я, мы – человеки? А вокруг среда, где эти человеки обитают. Проблем и дерьма вокруг много. Среда, мол, такая. Пытался зубоскалить, критику наводить, сам знаешь. Но это уже пройденный этап. Бесполезняк. Но самое страшное – когда я внутрь себя посмотрел. Боже мой, сколько грязного и неприглядного во мне копошится!…

А эти песни – как лекарства. Политпесня работает в основном на вне, пытается лечить других людей, а мне самому надо лечиться.…

 

1992 год. 9 мая. Я уже переехал в Екатеринбург. После концерта мы большой компанией собрались у Фёдоровича в клубе МЖК. Всю ночь пели. Но с особым чувством нам удавались с Андреем песни 70-80-х годов. Вспомнили и «Весёлых ребят», и «Самоцветы», и «Поющие гитары», и «Цветы»… Мы немного иронизировали над старенькими песенками, но чувства и подтексты были непритворными. И глаза – полная искренность и понимание. А вокруг – ещё масса глаз, которые наблюдают за нами и где-то завидуют. И одни восхищенные, почти детские, прекрасные глаза: какой Андрей обалденно красивый, глубокий, настоящий!

– Валя, там ми-минорный септаккорд…

– Нет, Андрей, у «Поющих гитар» идёт точно соль-мажор…

– Не думаю, дорогой. Там Em7, Dsus6, A7sus4

Всем моментально становится ясно, что уж Зотеев-то понимает, о чём говорит. И ни один олень-самец не посмеет сегодня претендовать на его место.

При расставании он долго трясёт мне руку и почему-то (сейчас догадываюсь почему) страшно благодарит:

– Спасибо тебе, родной. Сегодня мне захотелось помолодеть, опять вскинуть голову «и в электричке запеть».

 

1996 год. Андрюхина «коммерческая деятельность» выдохлась, как запах «Ркацители» из стакана наутро.

– Меня разрывает изнутри. Чувствую, что многое могу, что предназначен для другого. Должен писать песни. Классные, бездонные, по-крупному. Но не могу. Нужна опора, локоть, втык. И крепкие исполнители. Но бывшие – разбрелись. А «Смена» меня до сих пор своим не считает. Я – чужак.

– Я тоже чужак, ну, и что с того? Жизнь-то продолжается. Будем карабкаться…

– Ты-то хоть фольклор поешь. Эвон, даже диск выпустили. А я кассету никак не могу нормально записать. «Противоход» будет называться…

                       

2000 год. Апрель. Самый тяжелый в году месяц. Силы – на исходе, а зима ещё лютует, не сдается.

– Возьми меня в подмастерья, что ли. – Мы к тому времени заканчивали оформление какой-то витрины.

– Дырки дрелью сверлить и шурупы вкручивать можешь?

– Обижаешь. Ты же помнишь у меня дома инструменты: всё заточено, всё по полочкам, в полном порядке. – Это истинная правда, у Андрюхи каждый гвоздик, каждая шайбочка имела своё определённое место; порядок с инструментом у него был абсолютный.

– Хорошо. Завтра в 10.00 ты заходишь, мы грузимся и идём монтировать магазинную витрину…

 

Назавтра – не получилось. Причину его «загрузки» выяснять мы не стали (замяли для ясности).

Через два дня на репетиции Андрей был строг и жутко требователен ко всем.

– Откуда там фа-диез? Си-си-си! Ещё раз… Кто такие хреновые стихи пишет? Какой-такой «мин херц»? Вадя, переделай, если сможешь, пожалуйста… Жека, ты в состоянии подстроить свою бандуру? Фальшь почти по всему арпеджио!… С первой цифры…

            Мы раньше не видели его таким, поэтому, одновременно съёжившись, остолбенев, но, собравши силы, до поту отрепетировали аж три песни – от начала до конца.

            Но на обратном пути Андрюха опять стал Андрюхой, шутил и рассказывал: то ли про общагу, то ли про армию. А, может быть, про дом…

 

2001 год. Июль. Я только что вернулся из Иркутска, где был в долгой командировке. Дома трам-тарарам: идут сборы в отпуск. Едем впервые к морю вместе. Вдруг звонок.

– Валька, давай-ка съездим на выходные ко мне в сад, в баньку.  Я такой марафет там навёл! Отдохнём, попаримся. «И друзей соберём, на любовь своё сердце настроим; а иначе зачем на земле этой вечной живём», – именно так почти пропел он в трубку. 

Звоночек?…

 

2002 год. Ноябрь. Межсезонье, безвременье. Ни осени, ни зимы. Как и тогда, в 91-ом (в прошлом веке!). Тесная кухонька, пепельница и ещё оставшиеся на блюдце соленые огурцы. Я сижу один. Телефонный звонок.

– Ну, привет? Как ты? Не виделись почитай уж полтора года. Что ты,  где ты? – голос у Андрюхи довольно бодрый. Будто только что возвратился он из отпуска; может, с Кипра, может, с островов Тринидад и Тобаго.

– Нормально, вроде. Вот работаю, что называется, на твоём месте, где должен был работать ты.

– Так что – у Жеки Тулисмана всё получилось?!

– Да. Фирма создана, бюджет утверждён, коллектив нормальный. Работы – по горло: тебя не хватает. Мы же с тобой старая гвардия – трудоголики. Так что давай, подкатывай; мы для нашей коровы в два раза больше сена напасём!

– Рад бы, Валечка, но, увы, есть неотложные дела. Не мне решать. Я нынче словно бы подполковник: как генерал скажет, так и будет. Вы вон мою дочь возьмите к себе на работу. Она справится. Уверен на все сто. Потому что у меня всегда с собой «развесёлый плач ребенка и тепло любимых глаз».…. Ну, пока, а то аккумулятор садится. Привет всем. До связи!

 

Валентин Добрынин.

 
Hosted by uCoz